Молодые авторы занимаются самоцензурой из опасения подвергнуться отрицанию и троллингу в социальных сетях, заявил в интервью Би-би-си лауреат Нобелевской премии по литературе за 2017 год Кадзуо Исигуро.
«Климат страха» в обществе мешает людям писать то, что они хотят, считает именитый романист.
«Культура отмены», или «культура исключения» («cancel culture») — распространившееся в эпоху социальных сетей явление, когда ревностные активисты подавляют свободный обмен мнениями, призывая к бойкоту и подвергая остракизму людей за высказывания, которые считают неправильными и нежелательными.
«Я особенно боюсь за молодое поколение писателей, — сказал Исигуро. — Толпа анонимных линчевателей может наброситься на тебя в сети и сделать твою жизнь несчастной. Я нахожу такую ситуацию опасной».
«Я нахожусь в привилегированном и относительно защищенном положении как признанный автор. За мной мой возраст и репутация. Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, я достаточно защищен. Но молодые писатели, чьи карьеры и репутации более хрупки, не желают рисковать», — заметил он.
66-летний Исигуро родился в Нагасаки, но в пять лет переехал с родителями в Британию. За 40 лет он написал восемь романов и сборник коротких рассказов, завоевав одновременно признание критиков и коммерческий успех.
Роман «Остаток дня» получил в 1989 году Букеровскую премию, а его экранизация с участием Энтони Хопкинса и Эммы Томпсон — восемь номинаций на «Оскара».
По антиутопии «Не отпускай меня» о людях-клонах, которых выращивают, чтобы использовать их органы для трансплантации, тоже сняли фильм, в котором сыграли Кира Найтли, Кэри Маллиган и Эндрю Гарфилд. В 2017 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. В 2019 году Исигуро был посвящен в рыцари.
Писать обо всем и обо всех
В последнее время в Британии прошло несколько резонансных дискуссий на тему свободы слова. Ряд известных авторов, в том числе Джоан Роулинг, Джули Берчилл и Дженин Камминс, столкнулись с призывами бойкотировать их самих и их произведения.
Особые возражения Исигуро вызывает концепция культурной апроприации — идея, будто автор не имеет морального права описывать персонажей из других расовых, гендерных и культурных групп и приписывать им свое видение жизни.
«Конечно, дискуссии об апроприации возникают не на пустом месте. Автор должен изучить то, о чем пишет, и относиться к своим героям достойно. Я мог бы уйти от описания того, чего не понимаю. Но, не сочтите за самоуверенность, я считаю себя способным своим умом разобраться во всем».
По словам Исигуро, нет темы или угла зрения, которые заставили бы его «попятиться».
«Романист должен быть свободен писать от чьего угодно имени и представлять любые взгляды, — убежден он. — Я с ранних лет писал с позиции людей, отличающихся от меня. Мой первый роман был написан от лица женщины».
Исигуро имел в виду роман 1982 года «Там, где в дымке холмы» — о японке, пытающейся пережить самоубийство дочери. Обществу необходима открытая дискуссия о «культуре отмены» и свободе слова, уверен писатель.
Не бойтесь роботов
Интервью Исигуро Би-би-си было приурочено к выходу в свет во вторник его нового романа «Клара и солнце».
Это книга о роботе на солнечных батареях, который выглядит, двигается и ведет себя как человек, и его дружбе с маленькой девочкой.
Время действия — неопределенное будущее, в котором роботы так же привычны, как сегодня велосипеды, и генная инженерия стала нормой жизни.
«Я бы не назвал мою книгу фантастикой, — говорит Исигуро. — Я не так уж много выдумал».
«И это не одна из историй на тему о коварных роботах, захватывающих власть над человеческой семьей или над всем миром. Совсем нет«.
По словам Исигуро, он разделяет «солнечный, оптимистичный взгляд» на перспективы искусственного разума, который принесет человечеству огромные преимущества — хотя, конечно, не без некоторых оговорок.
«Представьте себе искусственный интеллект, способный чувствовать и сопереживать как человек. И он сочинит роман, который заставит меня плакать. Тогда я, допустим, займусь политикой, и буду планировать кампании эффективнее, чем компьютерные модели.
А если искусственный интеллект придумает новую большую идею, такую же, как коммунизм, нацизм или капитализм?
Тогда я останусь вообще без работы. Боюсь, людям тогда станет трудно контролировать ситуацию», — говорит Исигуро.
Впрочем, пока волноваться об этом рано, считает он, а когда придет время, люди что-нибудь придумают.